Полная шпаргалка с описанием модификаторов 3ds Max для CNC-моделирования

Опубликовано Master 03.12.2025 0 Комментарии Моделирование в 3Ds MAX,

Если вы работаете с 3D-моделями для станков с ЧПУ, точность геометрии, контроль топологии и корректные UV-координаты — это не просто «плюсы», а обязательные условия. Ниже — краткий гид по часто используемым модификаторам, особенно актуальным в производственном и техническом 3D-моделировании.

 

Каналы и UV-координаты

 

Select By Channel

Позволяет быстро выделять элементы модели по заданным каналам (например, по цвету вершин, нормалям или UV-каналам). Особенно полезно при подготовке моделей с несколькими материалами или при экспорте геометрии с разбивкой по зонам обработки.

UVW Mapping Add

Добавляет дополнительные UV-каналы к модели. В CNC-моделировании это может быть важно при нанесении технических маркировок, текстур для симуляции обработки или для совместимости с CAM-системами, требующими корректных UV.

UVW Mapping Clear

Удаляет ненужные UV-координаты. Очищает модель от «мусора», что особенно актуально при импорте из внешних CAD-систем, где часто остаются артефактные UV-каналы.

 

Редактирование геометрии (MAX EDIT)

 

Disp Approx

Используется для аппроксимации смещённых (displaced) поверхностей. В производственном контексте редко применяется напрямую, но полезен при визуализации высокодетализированных поверхностей без реального увеличения полигональности.

Displace Mesh (WSM)

Модификатор World Space Modifier, который деформирует геометрию по карте смещения. В CNC-среде может применяться для предварительного моделирования фрезерованных рельефов, однако при подготовке к производству такие поверхности требуют полной триангуляции и контроля шага обработки.

Edit Mesh

Классический инструмент для редактирования сетки на уровне вершин, рёбер и полигонов. Устаревший, но до сих пор встречается в старых сценах. Для новых проектов предпочтительнее использовать Edit Poly.

Edit Patch

Позволяет редактировать NURBS-подобные патчи. Редко используется в современном производственном моделировании, так как большинство CAM-систем работают с полигональной или NURBS-геометрией напрямую.

Edit Poly

Современный и гибкий инструмент для редактирования полигональной сетки. Позволяет точно контролировать топологию модели — от выдавливания фланцев до создания технологических отверстий. Один из самых часто используемых модификаторов в технической 3D-графике под ЧПУ.

Edit Spline

Редактирование сплайнов — основа для создания профилей, траекторий инструмента и 2D-чертежей. Сплайны часто используются как базовые кривые для лофтинга, выдавливания или экспорта в CAM-системы в виде DXF/DWG.

VertexPaint

Позволяет «раскрашивать» вершины модели. В производстве может применяться для визуального разделения зон обработки, маркировки глубины реза или передачи данных другим модификаторам (например, через vertex color → displacement).

 

MAX STANDARD: Основные модификаторы для повседневной работы и CNC-моделирования

 

Модификаторы из категории MAX STANDARD — это «рабочая лошадка» 3ds Max. Большинство из них активно применяются не только в визуализации, но и при подготовке технических моделей под станки с ЧПУ. Ниже — разбор по каждому инструменту с акцентом на практическое применение в производственном 3D-моделировании.

 

Bend – Изгиб

Изгибает объект вдоль заданной оси. Полезен при моделировании изогнутых деталей — например, кронштейнов или труб. Важно: после изгиба стоит проверить толщину стенок, особенно если модель пойдёт на 3D-печать или фрезеровку.

Bevel – Выдавливание со скосом

Создаёт объём из плоской формы с автоматическим скосом на краях. Часто используется для моделирования фасок на панелях, надписей или декоративных элементов.

Bevel Profile – Выдавливание по профилю

Превращает сплайн в 3D-тело, используя другой сплайн как профиль сечения. Идеален для создания сложных профилей: поручней, молдингов, уплотнителей и т.п. В CNC — отличный способ быстро построить тело вращения или профиль для лазерной резки с последующим гибом.

Cap Holes – Закрытие отверстий

Автоматически «затыкает» дыры в полигональной сетке. Аналог ручного Cap в Edit Poly, но работает как модификатор — можно включать/выключать. Полезен при быстрой герметизации моделей перед экспортом в CAM.

DeleteMesh / DeletePatch / DeleteSpline

Удаляют выделенные элементы соответствующего типа (полигоны, патчи, сплайны). Используются редко — чаще редактирование выполняется непосредственно в подобъектном режиме. Однако могут пригодиться в автоматизированных скриптах или при работе со стеком модификаторов.

Displace – Смещение геометрии

Создаёт рельеф по текстурной карте только при рендеринге. Для ЧПУ-подготовки не подходит — используйте Displace Mesh для реальной геометрии, которую можно экспортировать.

Displace NURBS (WSM)

Работает с NURBS-поверхностями. В современном производстве NURBS в 3ds Max почти не используются — предпочтение отдаётся Rhino, Fusion 360 или SolidWorks. В 3ds Max этот модификатор скорее исторический.

Edit Normals – Редактор нормалей

Позволяет вручную корректировать направления нормалей. Критически важно для корректного отображения и экспорта — особенно если модель содержит развёрнутые или внутренние поверхности.

Extrude – Выдавливание

Базовый, но мощный инструмент: выдавливает сплайн по направлению, создавая объём. Основа для создания большинства технических деталей — от корпусов до крепежа.

Face Extrude – Выдавливание грани

Выдавливает отдельные полигоны. Отлично подходит для создания полостей, рёбер жёсткости или локальных выступов без глобального изменения формы.

FFD (2×2×2, 3×3×3, 4×4×4, Box, Cylinder)

Free-Form Deformation — деформация через контрольную решётку. FFD Box и FFD (Cyl) позволяют настраивать размер и разрешение решётки. В производстве используется редко, но иногда помогает для «тонкой подгонки» формы под эстетические или аэродинамические требования.

Lathe – Вращение

Создаёт тело вращения из сплайна. Один из самых важных модификаторов для CNC: моделируйте профиль — получайте готовую деталь для токарной обработки. Убедитесь, что ось вращения совпадает с осью станка!

Lattice – Решётка

Превращает рёбра и вершины в объёмные стрежни и шары. В основном — для визуализации каркасов. В производстве не используется, но может помочь при создании решётчатых конструкций (например, для лазерной резки шаблонов).

Melt – Таяние

Создаёт эффект «стекающего» материала. Эффектный для визуализации, но бесполезен в техническом моделировании. Игнорируйте при подготовке к ЧПУ.

Mesh Select / Poly Select / Patch Select / SplineSelect

Позволяют выделять подобъекты на уровне модификатора и передавать это выделение «вверх» по стеку. Особенно полезен в связке с Vol. Select и другими модификаторами, реагирующими на выделение.

MeshSmooth

Сглаживает модель, добавляя полигоны. Используйте с осторожностью в производственном контексте: сглаженная геометрия может содержать микронеровности, неприемлемые для точной обработки. Чаще применяется для визуализации, а не для CAM.

Mirror – Зеркальное отражение

Создаёт зеркальную копию объекта. Отлично подходит для симметричных деталей — экономит время и гарантирует геометрическую точность. После зеркалирования не забудьте применить Attach или использовать Symmetry.

Morpher

Используется для анимации (например, мимики). В CNC-моделировании не применим. Пропускаем.

MultiRes и Optimize

Оба уменьшают количество полигонов, но по-разному: Optimize упрощает по угловому порогу, MultiRes — с сохранением UV и поддержкой уровней детализации. Полезны при подготовке высокополигональных моделей для симуляции или экспорта в системы с ограничениями на размер сетки.

Normalize Splines

Равномерно распределяет вершины вдоль сплайна, сохраняя форму. Важно при создании траекторий для ЧПУ или при подготовке профилей для лофтинга — равномерная параметризация улучшает предсказуемость деформаций.

Push

Равномерно «раздувает» поверхность по нормалям. Можно использовать для быстрого создания оболочек или компенсации усадки материала (например, в литье).

Relax

Сглаживает сетку без добавления полигонов — просто перераспределяет вершины. Отлично подходит для устранения «гармошки» после boolean-операций или импорта из CAD.

Renderable Spline

Делает сплайн видимым при рендеринге, задавая ему толщину. В производстве не используется, но может помочь визуализировать траектории инструмента.

Ripple, Wave, Noise, Squeeze, Skew, Twist, Taper

Это деформационные эффекты. Визуально интересны, но в точном производстве — почти бесполезны. Единственное исключение: Taper иногда применяют для моделирования конусных деталей, но точнее будет использовать Loft или профиль с наклоном.

Shell – Оболочка

Создаёт двустороннюю толщину из плоской поверхности. Один из самых важных модификаторов для CNC! Используется для задания толщины листовых деталей, корпусов, фасадов. Контролируйте внутреннюю и внешнюю толщину — особенно при тонкостенных конструкциях.

Slice

Разрезает объект плоскостью. Незаменим при разделении модели на части для постобработки, фрезеровки с разных сторон или 3D-печати. Можно использовать в связке с Cap Holes для герметизации срезов.

Symmetry

Создаёт зеркальную копию и присоединяет её к исходной геометрии. В отличие от Mirror, результат — единый объект. Удобно при моделировании симметричных деталей, где важна целостность сетки (например, для анализа на прочность).

Tessellate

Увеличивает детализацию, разбивая полигоны на более мелкие. Используется редко — чаще MeshSmooth или TurboSmooth дают лучший контроль. Может пригодиться для подготовки к displacement или симуляции.

TurboSmooth

Более современная и быстрая альтернатива MeshSmooth. Также добавляет геометрию. Как и MeshSmooth — не для точных производственных моделей, но отлично подходит для визуализации.

Turn to Mesh / Turn to Poly / Turn to Patch

Преобразуют объект в соответствующий тип. Turn to Poly — самый часто используемый: полигональный формат является стандартом для экспорта в большинство CAM-систем.

Vertex Weld

Объединяет близлежащие вершины. Используйте после импорта модели или сложных булевых операций, чтобы устранить «разрывы» в геометрии. Критически важно для водонепроницаемых (watertight) моделей.

Vol. Select – Volume Selection

Выделяет подобъекты по объёму, нормалям, материалам и т.д., и передаёт это выделение другим модификаторам. Очень мощный инструмент для неразрушающего редактирования — например, вы можете сгладить только верхнюю часть детали, оставив базу резким.

XForm

«Обнуляет» трансформации: поворот, масштаб, сдвиг — всё переносится в геометрию объекта. Обязателен к применению перед экспортом! CAM-системы часто некорректно интерпретируют объекты с неединичным масштабом или не нулевым пивотом.

Продолжение следует!

Оставить комментарий